KPI (Key Performance Indicators) — это механизм для оценки продуктивности работников компании. В своем основном значении это бизнес-показатели, которые показывают, насколько успешно сотрудники или отделы справляются с установленными целями. По сути, это цифры, от которых зависит прибыль предприятия.
Показатели KPI позволяют:
- Создать систему вознаграждения, основанную на результатах работы.
- Получить инструмент для оперативной оценки нынешнего состояния компании.
- Анализировать эффективность подразделений, не углубляясь в их внутренние процессы.
Алгоритм разработки системы включает три шага:
- Определить цели компании. Они могут варьироваться, но наиболее распространенные из них включают увеличение прибыли за определенный период, улучшение рентабельности, развитие бренда, а также повышение качества обслуживания клиентов и тому подобное.
- Сформулировать задачи, необходимые для достижения поставленных целей, а также количественные критерии, которые будут оказывать влияние на этот процесс.
- Разработать по каждому направлению показатели для развития бизнеса, систему оценок и мотивации сотрудников. Заниматься этой задачей должны специалисты, обладающие глубокими знаниями в бизнес-процессах компании и опытом в соответствующих областях, для которых создается KPI.
К KPI сотрудников нужно подготовить
Внедрение системы KPI требует разъяснения со стороны руководства. Сотрудников необходимо информировать о причинах введения показателей, методах их расчёта и влиянии на заработную плату. Важно донести, что новый подход откроет возможности для роста как компании, так и для повышения дохода работников.
💡 СОВЕТ: Лучше начать внедрение системы KPI в одном или двух отделах — в качестве пилотного проекта. Если работа станет эффективнее, то подключайте к системе и другие отделы. Если нет, то, скорее всего, вам придется поменять ключевые показатели эффективности. Давайте на примере отдела разработки в агентстве по созданию сайтов посмотрим, как выстраивается алгоритм внедрения системы KPI.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ KPI
- Разработка KPI в привязке к целям и общей стратегии компании. Прежде чем внедрять KPI, необходимо определить основные цели и задачи компании. Это поможет вам выбрать правильные показатели и установить их значения.
- Выберите ключевые показатели. Определите ключевые показатели, которые будут отражать достижение целей компании. Например, для отдела продаж это могут быть количество новых клиентов, объём продаж, средний чек и т. д
- Установите нормы и стандарты. Для каждого ключевого показателя определите норму или стандарт, которого должен достичь сотрудник или команда. Это поможет вам оценить эффективность работы и мотивировать сотрудников на достижение лучших результатов.
- Разработайте систему мотивации. Свяжите KPI с системой мотивации сотрудников. Например, установите бонусы или премии за достижение определённых значений ключевых показателей. Также можно использовать штрафы или снижение зарплаты за недостижение норм.
- Проведите обучение сотрудников по использованию системы KPI. Объясните им, какие показатели являются важными, как их отслеживать и как достигать поставленных целей.
- Контроль. Необходимо продумать и ввести системы отчетности, и, при возможности, автоматизировать процесс учета показателей. Если у Вас есть хороший IT-отдел, вы можете разработать своё решение для ведения отчетности на базе Excel или Google таблиц.
Идеальное решение должно:
- обеспечить контроль работы каждого сотрудника
- собирать данные в едином формате и сводить их в одну базу
- помогать рассчитывать заработную плату
☝️ По данным международного опроса, 68% компаний после внедрения системы KPI отметили позитивный эффект. При этом 74% для подсчета KPI используют Excel-таблицы, и только 10% — продвинутые облачные сервисы.
- Анализ эффективности и доработка. Если вы все сделали правильно, то каждый сотрудник сможет отслеживать свои показатели и взаимосвязь между ними и заработной платой. Анализируйте эффективность подчиненных. ПРавильно введенная система KPI позволит вам не только поливать итоги в конце месяца или квартала - вы сможете увидеть нестыковки еще в самом процессе выполнения работ. Ваша задача как руководителя - вовремя выявлять такие проблемы и устранять их.
Распространенные ошибки при введении KPI и изменении расчета заработной платы:
- при введении KPI зарплата урезается. Если сотрудник получил 15 000 рублей, а после введения KPI его оклад упал до 10 000 руб, а остальное нужно еще заработать - это слабо мотивирует человека не только работать, но и оставаться в вашей компании.
- незначительный размер премии , или наоборот, слишком маленький оклад. Идеальное соотношение - 75% оклад и 25% премия.
Всегда выполняйте свои обещания. Если человек заработал премию - он должен ее получить в любом случае.
Внедрение ключевых показателей эффективности (KPI) — это длительный и сложный процесс. Он требует значительных временных и ресурсных затрат, как моральных, так и материальных. Тем не менее, спустя определённый период адаптации, вы сможете наблюдать как качественный, так и количественный рост вашей компании.
Делимся с Вами нашим шаблон для расчета KPI 📉, который содержит все необходимые поля и формулы для расчёта.
Преимущества нашего шаблона:
- универсальность;
- экономия времени;
- наглядность.
Также делимся с Вами нашей подборкой облачным ☁️ программ для расчета KPI в вашей компании:
🌤 Beehive
🌤 KPI-Drive
🌤 1C: Управление по целям и KPI
🌤 KPI Monitor
🌤 ELMA KPI
🌤 SAP SuccessFactors
🌤 «Поток Цели»
Не упустите возможность оптимизировать процесс расчёта KPI в вашей компании с помощью нашего шаблона Excel-таблицы и облачных систем.