Блог

Как внедрить систему KPI в компании

KPI (Key Performance Indicators) — это механизм для оценки продуктивности работников компании. В своем основном значении это бизнес-показатели, которые показывают, насколько успешно сотрудники или отделы справляются с установленными целями. По сути, это цифры, от которых зависит прибыль предприятия.
Показатели KPI позволяют:
  • Создать систему вознаграждения, основанную на результатах работы.
  • Получить инструмент для оперативной оценки нынешнего состояния компании.
  • Анализировать эффективность подразделений, не углубляясь в их внутренние процессы.
Алгоритм разработки системы включает три шага:
  1. Определить цели компании. Они могут варьироваться, но наиболее распространенные из них включают увеличение прибыли за определенный период, улучшение рентабельности, развитие бренда, а также повышение качества обслуживания клиентов и тому подобное.
  2. Сформулировать задачи, необходимые для достижения поставленных целей, а также количественные критерии, которые будут оказывать влияние на этот процесс.
  3. Разработать по каждому направлению показатели для развития бизнеса, систему оценок и мотивации сотрудников. Заниматься этой задачей должны специалисты, обладающие глубокими знаниями в бизнес-процессах компании и опытом в соответствующих областях, для которых создается KPI.
К KPI сотрудников нужно подготовить
Внедрение системы KPI требует разъяснения со стороны руководства. Сотрудников необходимо информировать о причинах введения показателей, методах их расчёта и влиянии на заработную плату. Важно донести, что новый подход откроет возможности для роста как компании, так и для повышения дохода работников.
💡 СОВЕТ: Лучше начать внедрение системы KPI в одном или двух отделах — в качестве пилотного проекта. Если работа станет эффективнее, то подключайте к системе и другие отделы. Если нет, то, скорее всего, вам придется поменять ключевые показатели эффективности. Давайте на примере отдела разработки в агентстве по созданию сайтов посмотрим, как выстраивается алгоритм внедрения системы KPI.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ KPI
  1. Разработка KPI в привязке к целям и общей стратегии компании. Прежде чем внедрять KPI, необходимо определить основные цели и задачи компании. Это поможет вам выбрать правильные показатели и установить их значения.
  2. Выберите ключевые показатели. Определите ключевые показатели, которые будут отражать достижение целей компании. Например, для отдела продаж это могут быть количество новых клиентов, объём продаж, средний чек и т. д
  3. Установите нормы и стандарты. Для каждого ключевого показателя определите норму или стандарт, которого должен достичь сотрудник или команда. Это поможет вам оценить эффективность работы и мотивировать сотрудников на достижение лучших результатов.
  4. Разработайте систему мотивации. Свяжите KPI с системой мотивации сотрудников. Например, установите бонусы или премии за достижение определённых значений ключевых показателей. Также можно использовать штрафы или снижение зарплаты за недостижение норм.
  5. Проведите обучение сотрудников по использованию системы KPI. Объясните им, какие показатели являются важными, как их отслеживать и как достигать поставленных целей.
  6. Контроль. Необходимо продумать и ввести системы отчетности, и, при возможности, автоматизировать процесс учета показателей. Если у Вас есть хороший IT-отдел, вы можете разработать своё решение для ведения отчетности на базе Excel или Google таблиц.
Идеальное решение должно:
  • обеспечить контроль работы каждого сотрудника
  • собирать данные в едином формате и сводить их в одну базу
  • помогать рассчитывать заработную плату
☝️ По данным международного опроса, 68% компаний после внедрения системы KPI отметили позитивный эффект. При этом 74% для подсчета KPI используют Excel-таблицы, и только 10% — продвинутые облачные сервисы.
  1. Анализ эффективности и доработка. Если вы все сделали правильно, то каждый сотрудник сможет отслеживать свои показатели и взаимосвязь между ними и заработной платой. Анализируйте эффективность подчиненных. ПРавильно введенная система KPI позволит вам не только поливать итоги в конце месяца или квартала - вы сможете увидеть нестыковки еще в самом процессе выполнения работ. Ваша задача как руководителя - вовремя выявлять такие проблемы и устранять их.
Распространенные ошибки при введении KPI и изменении расчета заработной платы:
  1. при введении KPI зарплата урезается. Если сотрудник получил 15 000 рублей, а после введения KPI его оклад упал до 10 000 руб, а остальное нужно еще заработать - это слабо мотивирует человека не только работать, но и оставаться в вашей компании.
  2. незначительный размер премии , или наоборот, слишком маленький оклад. Идеальное соотношение - 75% оклад и 25% премия.
Всегда выполняйте свои обещания. Если человек заработал премию - он должен ее получить в любом случае.
Внедрение ключевых показателей эффективности (KPI) — это длительный и сложный процесс. Он требует значительных временных и ресурсных затрат, как моральных, так и материальных. Тем не менее, спустя определённый период адаптации, вы сможете наблюдать как качественный, так и количественный рост вашей компании.
Делимся с Вами нашим шаблон для расчета KPI 📉, который содержит все необходимые поля и формулы для расчёта.

Преимущества нашего шаблона:
- универсальность;
- экономия времени;
- наглядность.

Также делимся с Вами нашей подборкой облачным ☁️ программ для расчета KPI в вашей компании:

🌤 Beehive
🌤 KPI-Drive
🌤 1C: Управление по целям и KPI
🌤 KPI Monitor
🌤 ELMA KPI
🌤 SAP SuccessFactors
🌤 «Поток Цели»

Не упустите возможность оптимизировать процесс расчёта KPI в вашей компании с помощью нашего шаблона Excel-таблицы и облачных систем.
Made on
Tilda